Утверждаю
Директор
МОУ «Малодубенская средняя школа»
Орехово-Зуевского муниципального района
Тимофеев С.В.
Приказ №165
от 16 октября 2008 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки качества образования в
Муниципальном общеобразовательном учреждении «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского
муниципального района
1.
Общие положения
1.1 Положение о системе оценки качества образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Малодубенская средняя общеобразовательная школа» разработано в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», в соответствии с Приказами Министерства образования Московской области №3906-01а/07 от 29.06.2007 года, №289 от 27.02.2007 г., Положением о системе оценки качества образования в Орехово-Зуевском муниципальном районе.
1.2.Положение определяет основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования в МОУ «Малодубенская СОШ», а также её структуру, порядок проведения мониторинга и оценки качества образования.
1.3. Система оценки качества образования в МОУ «Малодубенская СОШ» (далее – СОКО) включает в себя совокупность норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного учреждения, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей.
1.4.Основными пользователями результатов системы качества образования МОУ «Малодубенская СОШ» являются:
- обучающиеся и их родители;
- органы законодательной и исполнительной власти Орехово-Зуевского муниципального района и Московской области;
- региональные и муниципальный органы управления в сфере образования;
- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.5. Качество образования в настоящем Положении – это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
II. Основные цели, задачи и принципы функционирования СОКО
2.1. СОКО создается с целью:
обеспечения контроля за качеством образования, совершенствования управления им, а также предоставления всем участникам образовательного процесса, обществу достоверной информации о качестве образования в МОУ «Малодубенская СОШ».
2.2. Основными задачами СОКО являются:
2.2.1. повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации об образовании в МОУ «Малодубенская СОШ»;
2.2.2. обеспечение единого образовательного пространства;
2.2.3. проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг образовательного учреждения с предоставляемыми другими образовательными учреждениями района;
2.2.4. повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия решений по продолжению образования;
2.2.5. обеспечение сопоставимости образовательных достижений обучающихся, различных образовательных программ и технологий обучения;
2.2.6. определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов, оценка реализации инновационных введений в общеобразовательном учреждении;
2.2.7. прогнозирование развития образования в образовательном учреждении, сравнение качества образовательных услуг с другими образовательными учреждениями района;
2.2.8. обеспечение условий для самооценки и самоконтроля, поддержание устойчивого развития образовательной системы образовательного учреждения;
2.2.9. содействие принятию обоснованных управленческих решений по совершенствованию образования в образовательном учреждении;
2.2.10. привлечение общественности к внешней оценке качества образования на всех ступенях обучения.
2.3. Функционирование СОКО основывается на принципах профессионализма, объективности, гласности, прозрачности, периодичности, преемственности, подотчетности, непрерывности развития и интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования.
III. Структура СОКО и её функционирование
3.1.. Организационно-технологическая и организационно-функциональная структуры СОКО включают:
3.1.1. Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района:
1) осуществляет нормативно- правовое регулирование:
-процедур оценки индивидуальных достижений обучающихся в части установления порядка и формы проведения оценки;
-порядка разработки и использования контрольно-измерительных материалов для оценки индивидуальных достижений обучающихся;
2) устанавливает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования района;
3) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования.
3.1.2.. МОУ «Центр образования»:
1) разрабатывает методики оценки качества образования;
2) проводит подготовку работников образовательного учреждения по использованию результатов контрольно-оценочных процедур;
3) разрабатывает систему показателей и индикаторов для характеристики состояния и динамики развития системы образования ;
4) разрабатывает методические рекомендации по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся;
3.1.4.Образовательное учреждение:
1) разрабатывает и реализует программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования;
2) участвует в разработке методики оценки качества образования;
3) участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения;
4) обеспечивает проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
5) участвует в разработке методики и обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;
6) организует систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализирует результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
7) организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;
8) обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования Московской области;
9) обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения;
10) содействует проведению подготовки работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11) разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвует в этих мероприятиях;
12) формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;
13) изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения;
14) проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формирует предложения по их совершенствованию;
15) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
3.1.5. Общественные институты:
система общественной экспертизы качества образования обеспечивает организацию деятельности общественных экспертов в сфере образования, представительство и участие экспертов в проведении контрольно-оценочных процедур.
IV Критерии оценки качества
образования
4.1. Качество проектирования образовательной деятельности
– качество концепции функционирования и развития ОУ;
– качество моделирования образовательного процесса;
– качество образовательной программы;
– качество учебного плана;
– качество конструирования учебных занятий.
4.2. Качество образовательного процесса
–
качество целей и содержания профессионального образования, реализуемого в ОУ;
– качество режима работы ОУ;
– качество расписания,
– качество управления
образовательным процессом;
– качество организационной
культуры;
– психологический
микроклимат;
– качество учебных занятий;
– качество педагогической
деятельности преподавателей;
– качество образовательной
деятельности школьников;
– качество функционирования
образовательной деятельности;
– качество развития.
4.3. Качество
педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса.
– профессиональная компетентность персонала;
– морально-психологический микроклимат;
– гигиенические условия;
– создание личностно-ориентированной развивающей образовательной среды и др.
– качество нормативно-правового обеспечения;
– качество кадрового
обеспечения;
– качество профессиональной компетентности педагогических работников;
– качество программно-методического обеспечения;
– качество материально-технического обеспечения;
– качество финансово-экономического обеспечения;
– качество информационного обеспечения.
4.4. Качество организационной культуры
образовательного процесса.
– нормы поведения;
– правила;
– психологический микроклимат;
– коммуникационная система и язык общения;
– внешний вид, одежда;
– культура питания;
–
рациональное отношение к времени;
–
процесс развития личности преподавателя;
– педагогическая тактика и мотивирование.
4.5. Качество
исследовательской деятельности.
– качество исследовательской, проектной деятельности обучающихся, учителей и др.
4.6. Качество управления
развитием человеческого потенциала субъектов образовательного процесса в ОУ.
– профессиональная
компетентность;
– работоспособность;
– интеллектуальные,
познавательные способности;
– способность к
сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию;
– способность к профессионально-личностному саморазвитию)
4.7. Качество
результатов образовательной деятельности.
– конкурентоспособность;
– качество подготовки
выпускников;
– качество обученности
школьников;
– результативность учебных
занятий и внеклассных дел;
– способность школы
обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
– уровень воспитанности обучающихся;
– личностные достижения обучающихся и педагогов.
– качество образовательной программы школы, учебного плана;
– качество образовательных программ конкретных учебных предметов;
– качество содержания учебных занятий;
–качество содержания
программы воспитания, конкретных воспитательных дел.
4.8.
Качество ресурсного обеспечения образовательной деятельности
– качество
нормативно-правового обеспечения;
– качество кадрового
обеспечения;
– качество профессиональной
компетентности педагогических кадров;
– качество
программно-методического обеспечения;
– качество финансово-
экономического обеспечения.
V. Пути реализации целей и задач СОКО
5.1. Пути
реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе
проблемного анализа образовательной системы ОУ, определения методологии,
технологии и инструментария оценки качества образования.
5.2.Параметры оценки качества индивидуальных образовательных достижений включают в себя:
– единый государственный экзамен (ЕГЭ), обеспечивающий совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов и вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;
– государственную (итоговую) аттестацию по новой форме выпускников 9-х классов;
– промежуточную и текущую аттестацию обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);
– мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению;
– участие и результативность работы в ученическом научно-исследовательском обществе, школьных, муниципальных, областных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;
– мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов;
– мониторинговое исследование обучающихся 1-х классов
В качестве индивидуальных
образовательных достижений рассматриваются:
– уровень
сформированности общеучебных умений и
навыков;
– уровень познавательной активности;
– образовательные достижения по отдельным предметам;
– динамика образовательных достижений;
– отношение к учебным предметам;
– внеучебные компетентности (познавательные, социальные, информационные и т.д.);
– удовлетворенность образованием;
– степень участия в образовательном процессе (активность работы на уроке, участие во внеурочной работе и т.д.);
– уровень социализации
учащихся;
– участие в конкурсах, смотрах,
предметных олимпиадах, конференциях ;
– дальнейшее образование и
карьера выпускника.
5.3. Параметры оценки
профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению
требуемого качества образования включают в себя:
– уровень квалификации членов педагогического коллектива;
– прохождение аттестации;
– уровень владения учебными
программами и современными технологиями обучения;
– наличие у учителей авторских программ и разработок
– отношение к инновационной работе;
– отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических объединений, участие в научной работе и т.д.)
– участие в работе
творческих лабораторий;
– образовательные достижения обучающихся (отличники, хорошисты, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т.д.);
– подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
– личные достижения в
конкурсах «Педагог года» и других.
5.4. Параметры оценки качества образовательного процесса включают в себя:
– результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
– оценку достижений в приоритетном национальном проекте «Образование», РКПМО муниципальных конкурсах;
– эффективность механизмов
самооценки и внешней оценки достоинств и недостатков в учебной,
научно-методической, административной и хозяйственной деятельности;
– принятия стратегически
значимых решений путем ежегодных публичных докладов.
5.5. Параметры оценки качества материально-технического обеспечения образовательного процесса включают в себя:
– наличие и достаточность мультимедийной техники, её соответствия современным требованиям;
– программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность использования в учебном процессе;
– оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
– обеспеченность методической и учебной литературой.
5.6. Параметры оценки качества инновационной деятельности включают в себя:
– оценку эффективности предпрофильной подготовки и профильного обучения (положительная динамика обученности);
– наличие ученического научно-исследовательского общества, продуктивность его работы. Рост интереса к участию в нем со стороны обучающихся педагогов;
– оценку воздействия инноваций на развитие системы образования в целом;
– полезность и практическая значимость инновационных процессов;
– владение современными
технологиями обучения;
– наличие договоров и
совместных планов работы с ВУЗами, результативность выполнения договорных
обязательств.
5.7. Параметры оценки комфортности обучения включают в себя:
–
оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники
безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной
санитарии, антитеррористической защищенности) требования нормативных
документов;
– оценку
состояния условий обучения требованиям СанПиН 2.4.2.11.78-02
– соответствие условий обучения его задачам;
– соответствие условий обучения возрастным особенностям учащихся
– соответствие режима работы и учебной нагрузки (расписания учебных занятий) санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
– соответствие оборудования и содержания учебных кабинетов санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
– наличие в школе оздоровительной программы для учащихся и учителей.
– организация медицинского
обслуживания;
– соблюдение режима работы учреждения;
– осуществление
индивидуального подхода к учащимся;
– оценку морально-психологического климата.
5.8. Параметры оценки образования включают в себя:
– анализ и оценку системы
приема обучающихся в ОУ;
– анализ индивидуальных особенностей учащихся и их интересов, мотивов, склонностей и уровня мотивации учения;
– оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);
– конкурентоспособность (отношение количества детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне ОУ, но обучающихся других ОУ, к количеству детей, проживающих в других микрорайонах, но обучающихся в ОУ);
– оценку открытости школы для родителей и общественных организаций.
– оценка системы
обеспечения образовательной программы ресурсами:
5.9. Параметры оценки системы дополнительного образования включают в себя:
– количество предоставляемых школой дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся;
– заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах;
– степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся;
– результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.);
– применимость полученных
знаний и умений на практике;
– развитие программы « Одаренные дети»
5.10. Параметры оценки организации питания включают в себя:
– определение категории и количества детей, обеспечиваемых бесплатных питанием;
– охват горячим питанием
обучающихся в лицее за счет бюджетных средств и средств родителей;
– составление меню с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах;
– решения вопросов совершенствования питания с внедрением современных технологий;
– оптимизация рациона питания учащихся пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами;
– наличие претензий к
качеству и ассортименту питания;
– соблюдение нормативов и
требований СанПиН 2.4.2.11.78-02.
5.11. Параметры оценки состояния здоровья обучающихся включают в себя:
– наличие медицинского кабинета и его оснащенность в соответствии с современными требованиями;
– регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий;
– оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников;
– оценку эффективности оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т.д.);
– оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам риска, группам здоровья, группам физической культуры);
– оценку объема и качества
логопедической и психологической помощи;
– развитие программы «Здоровье».
– оценку воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни;
– уровень учебной и других нагрузок;
– оценку качества школьного питания;
– состояние микроклимата в классах;
5.12. Параметры оценки качества воспитательной работы включают в себя:
– степень вовлеченности в
воспитательный процесс педагогического коллектива
и родителей;
– оценка нравственного,
эстетического, экологического воспитания;
– воспитание гражданской активности, патриотизма;
– демократичности, характера
планирования
воспитательной работы (участие
в планировании тех, кто планирует и тех, для кого планируют);
– состояние педагогической пропаганды среди родителей;
– охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;
– наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности;
– наличие естественной связи: воспитание на уроке, вне урока, вне ОУ;
–
удовлетворенность обучающихся и
родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов
воспитания;
– наличие положительной динамики в оценке обучающимися роли ОУ, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями;
– наличие сложившейся
системы стимулирования участников воспитательного процесса.
5.13. Параметры оценки качества финансово-экономической деятельности включают в себя:
– оценку своевременности, объективности и открытости введения новой системы оплаты труда;
– анализ штатного расписания;
– анализ наполняемости классов;
– анализ сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год и продуктивности использования её расходной части;
– наличие договоров по платным дополнительным образовательным услугам и другим приносящим доход услугам;
– наличие программы благотворительной помощи;
– оценку управленческих
решений, принятых по
актам проверок и обследований
финансово-хозяйственной деятельности школы вышестоящими и другими
организациями.
VI. Мониторинг и оценка качества
образования
6.1.. Мониторинг и оценка качества образования в образовательном учреждении проводится по следующим уровням и ступеням образования:
1) начальное общее образование;
2) основное общее образование;
3) среднее (полное) общее образование.
6.2. Оценка качества образования предполагает:
1) оценку индивидуальных достижений обучающихся;
2) оценку качества деятельности образовательного учреждения;
6.3. Результаты оценки качества образования доводятся до сведения пользователей данной информации в соответствии с организационной схемой, определяемой Управлением образования Орехово-Зуевского муниципального района.
6.4. Мониторинг и управление на его основе качеством образования в СОКО осуществляется на уровне образовательного учреждения;
6.5. Основными пользователями информации о результатах оценки качества образования являются:
1) обучающиеся и их родители (законные представители);
2) органы, осуществляющие управление в сфере образования;
.
6.6.Образовательное учреждение ежегодно публикует доклад о состоянии качества образования в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сет и Интернет.