Задачи научного общества школьников «Истоки»
- выявление детской одаренности;
- раннее раскрытие интересов и склонностей
учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка
к самостоятельной исследовательской работе;
- проведение исследований, имеющих практическое значение;
- разработка и реализация проектов;
- пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства;
- расширение творческих связей школы со школьными учреждениями
района и вузами города;
- воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных
качеств и духовной культуры;
- помощь в профессиональном самоопределении учащихся.
Работа
научного общества школьников осуществляется в нескольких направлениях.
- Индивидуальная работа,
предусматривающая деятельность в двух аспектах:
- отдельные задания (подготовка разовых докладов,
сообщений, подборка списка литературы, оказание помощи младшим
гимназистам в изготовлении наглядных пособий, помощь в компьютерном
оформлении работы и пр.);
- работа с учащимися по отдельной
программе (помощь в разработке тем научных исследований, ведение
консультаций и пр.).
- Групповая форма (включает в себя работу над
междисциплинарными исследовательскими проектами).
- Массовые формы,
к числу которых можно отнести встречи с интересными людьми —
деятелями науки и культуры; совместную подготовку с учителями
предметных олимпиад, интеллектуального марафона, участие в чтениях
и научно-практических конференциях школы, районных и городских
мероприятий; проведение литературных гостиных и культурологических
студий.
Процесс реализации творческих идей нам представляется в виде
технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать свои задачи.
Исходя из многолетнего практического опыта деятельности, мы выделяем
шесть этапов.
- Первый этап. Выявление
учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Ведущая
роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе
индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть зачатки исследовательского таланта,
но и помочь в выборе темы, определить круг проблем,
требующих решения, подобрать необходимую литературу.
- Второй этап. После
обсуждения актуальности темы на секциях они утверждаются Советом
научного общества гимназистов. Подобная практика необходима. Во-первых,
учащиеся осознают значимость работы. Во-вторых, между учителем
и учеником возникает атмосфера сотворчества. В-третьих, имея
информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может
использовать ее в качестве учебно-методического сопровождения
отдельных тем, изучаемых по программе. В-четвертых, ситуация
обсуждения на заседаниях научно-исследовательского объединения
и Научно-методического объединения способствует росту уровня
профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие
их собственной научно-исследовательской деятельности.
- Третий этап. Данный
этап связан с представлением собранного материала на заседании
соответствующей секции научного общества гимназистов, куда приглашаются
учителя, администрация гимназии. Подобные секционные заседания проводятся
раз в месяц. Это позволяет, во-первых, более пристально
осуществлять научный контроль над процессом работы. Во-вторых, дает
возможность оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы,
источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных,
корректировка экспериментальной части исследования и пр.). В-третьих,
поддерживает интерес и уровень информированности о проводимых
исследованиях среди ученической и педагогической общественности
учебного заведения.
- Четвертый этап. По мере
завершения исследовательской работы над проектами советом проводится
независимая экспертиза. Рецензенты и оппоненты из числа
учащихся, учителей и научных консультантов дают предварительную
оценку. В процессе экспертизы выявляются «слабые» стороны
исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. После обсуждения
на секции и при наличии положительного отзыва экспертного совета
наиболее удачные работы рекомендуются к участию в Дне науки,
проводимого в преддверии ежегодной научно-практической конференции
учеников гимназии, а также — в предметных гимназических
и районных олимпиадах.
- Пятый этап. На этом
этапе ученики имеют возможность выступить со своими сообщениями
в классах, а также на секционных заседаниях Общества.
К участию в конференции привлекается как можно больший круг
слушателей из числа не только учеников и педагогов гимназии,
но и коллег из других школ. Как правило, ребята
с большим интересом относятся к исследованиям своих товарищей.
Одновременно авторы проектов получают хорошую практику общения
с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать
со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку
зрения.
- Шестой этап. Итоги
исследовательской работы представляются на проводимой в конце
апреля конференции учащихся. Она превращается в мероприятие общегимназического значения. Для участия приглашаются
школьники и педагоги из других образовательных учреждений,
представители вузов города. В качестве почётных гостей на ней
присутствуют выпускники прошлых лет, родители учеников, что имеет
немаловажное воспитательное значение. В ходе пленарных заседаний
заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы
оппонентов, звучат мнения рецензентов. По результатам обсуждения работ
экспертный совет подводит итоги конференции и определяет победителей.
Один из путей творческого восприятия
современных наук – систематическая учебно-исследовательская работа.
Исследовательские работы содержать обязательные элементы научного исследования:
- постановка цели
- формулирование задач
- выбор методов сбора и обработки
фактического материала
- проведение наблюдений, опытов,
экспериментов.
- анализ полученного материала.
В подготовительный период
нужно собрать как можно больше информации. Успех любой работы в первую очередь
зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы
должна быть конкретной, чётко сформулированной. Кроме того
цель должна быть доступной для конкретного исследователя.
Формулировка задач исследования тоже
довольно сложное и трудоёмкое дело.
Исследователю необходимо чётко сформулировать, для чего делается работа, что
надо наблюдать и выяснить. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны
предполагать однозначный ответ.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
РАБОТЫ.
2. ВВЕДЕНИЕ.
ДАТА И МЕСТО
ПРОВЕДЕНИЕ.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
И ЕЁ ЗАДАЧИ.
МЕТОДИКА
РАБОТЫ.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ (или результаты и
их обсуждение).
ВЫВОДЫ.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЯ.