«ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И
БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
МБОУ
«Малодубенская СОШ»
Формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - формирования знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы
общего образования.
Формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни обучающихся на
ступени общего образования являются :
·
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
·
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования;
·
СанПиН,
2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного
процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Формирования
ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени общего образования сформирована
с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
·
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
·
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях,
которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого
к последнему году обучения;
·
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности
по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и
результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем
самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных
сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
Задачи формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся:
·
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на
здоровье;
·
научить обучающихся осознанно выбирать
поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
·
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на
основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
·
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его
режиме, структуре, полезных продуктах;
·
сформировать представление о рациональной организации режима дня,
учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять,
анализировать и контролировать свой режим дня;
·
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о
негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность,
инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах
возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
·
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на
здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра
телепередач, участия в азартных играх;
·
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
·
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
·
сформировать представление об основных компонентах культуры
здоровья и здорового образа жизни;
·
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по
любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста
и развития.
В результате реализации формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени общего образования должно обеспечиваться
достижение обучающимися:
• ценностное отношение к своему здоровью,
здоровью близких и окружающих людей;
• элементарные представления о взаимной
обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и
социально-психологического здоровья человека, о важности морали и
нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей
деятельности;
• первоначальные представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знания о возможном негативном влиянии
компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Этапы |
Мероприятия |
Первый
этап (организационный) |
Анализ состояния и
планирование работы по: |
· организации режима дня детей, их нагрузкам,
питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности
элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных
привычек; |
|
· организации просветительской работы с учащимися
и родителями (законными представителями); |
|
· выделению приоритетов в работе с учётом
результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся
на ступени начального общего образования. |
|
Второй
этап Организация просветительской работы |
1.
Просветительско-воспитательная
работа с обучающимися, направленная на формирование
ценности здоровья и здорового образа жизни, включает: |
· внедрение в систему работы дополнительных образовательных
программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа
жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во
внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс; |
|
· лекции, беседы, консультации по проблемам
сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; |
|
· проведение дней здоровья, конкурсов,
праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду
здорового образа жизни; |
|
2.
Просветительская
и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными
представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и
повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам
охраны и укрепления здоровья детей: |
|
· проведение соответствующих лекций,
семинаров, круглых столов и т.п.; |
|
· приобретение для педагогов, специалистов и
родителей (законных представителей) необходимой научно-методической
литературы; |
|
· привлечение педагогов и родителей (законных представителей)
к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных
соревнований. |
|
Третий
этап (аналитический) |
·
Анализ
результатов работы, корректировка методик, разработка методических
рекомендации по организации формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни |
· Формирование банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, валеологического
направления. |
Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного
образа жизни.
Системная работа
по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни,
представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков - по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной
организации учебной и внеучебной деятельности
обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,
реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями
(законными представителями) и способствует формированию у обучающихся ценности
здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
Формирование
культуры здорового и безопасного
образа жизни
Создание здоровьесберегающей
инфраструктуры образовательного учреждения.
В здании школы созданы необходимые условия для сбережения здоровья
обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и
гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья
и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать
горячие завтраки и обеды в урочное и внеурочное время. Питание осуществляется за счет средств
муниципального бюджета и родителей.
В школе работает оснащённый спортивный зал, На территории школы имеется беговая дорожка, яма для прыжков в
длину, футбольное поле, гимнастическое оборудование.
В
Оздоровительную работу с обучающимися
обеспечивают, бригада специалистов
Районного управления здравоохранения.
Организация физкультурно-оздоровительной
работы.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на
обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся,
нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся
всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Сложившаяся система включает:
·
полноценную и эффективную работу с обучающимися
всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в специальных групп, в секциях и т.
п.);
·
рациональную и соответствующую организацию уроков физической
культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего
образования;
·
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках,
способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
·
организацию работы спортивных секций и создание условий для их
эффективного функционирования;
·
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней
спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Просветительская работа с родителями
(законными представителями).
Запланирована система
работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления
здоровья детей, направленная на
повышение их уровня знаний и включает:
·
проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.
п.;
·
привлечение родителей (законных представителей) к совместной
работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
·
создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей.
План мероприятий, направленных на формирование культуры здорового
и безопасного образа жизни.
№ п/п |
Название мероприятие |
Время проведения |
1 |
Родительские собрания о режиме работы школы, режиме дня учащихся
школы. |
Сентябрь |
2 |
Легкоатлетический кросс |
Октябрь |
3 |
Соревнования по футболу |
Ноябрь |
4 |
Силовая гимнастика |
Декабрь |
5 |
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». |
Январь |
6 |
Весёлые старты по параллелям. |
Февраль |
7 |
День здоровья. |
Март |
8 |
Легкоатлетическая эстафета. |
Апрель |
9 |
Проведение Дня защиты детей. |
Май |
10 |
Туристические походы выходного дня (совместно с родителями). |
Май |
Социальный педагог:
Аксенова Н.И.