Актуальность работы социального педагога

МОУ « Малодубенская СОШ»

Стремитесь делать тихое добро

Не ради похвалы или награды.

Дарите детям радость и тепло,

Пусть искренны порывы ваши будут,

Сознанье чье-нибудь разбудят.

И доброта исходит пусть от Вас.

Проработав в данной школе 15 лет социальным педагогом, определила приоритеты своей работы, о чем и написано в данной статье.

 Школьный социальный педагог в своей работе даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

  Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье,  в школе, в обществе.

    В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

1.Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

2.Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

3.Влияние на человека.

   Выделю, что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога – предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы.

  Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.

 Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.    

      Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников , полиции., службы социальной защиты, органы опеки и попечительства, управление образования. От работников больницы, врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

    Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить уроки школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые. 

   Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Душевное слово

Всегда удивительно

В том - его главная суть,

Что душу оно доверительно

Может спокойно вмиг распахнуть.

   . Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

   Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

  Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Кто-то когда должен ответить,

Высветить правду

Истину вскрыв,

Что же такие трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв

Вот, он сидит, перед вами, глядите

Сжался пружиной, отчаялся он.

Словно стена без дверей и без окон

Поздно узнали, поздно учли

 Нет, не рождаются трудные дети

Просто им вовремя не помогли!

   Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит очень остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.

 Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями, опекунских семей: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение социальной помощи, проездных билет.

      Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом:

·   Изучает семью;

·   Помогает семьям в кризисных ситуациях;

·   Помогает в оздоровлении среды;

·   Помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды;

·   Защищает интересы ребёнка;

·   Налаживает контакты.

 Работа с семьёй также должна строиться у школьного социального педагога, так как многое ребёнок выносит именно оттуда.

 Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту - дело не легкое. Как же помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему. Для этого необходимо связаться со всеми социальными службами. Но самое главное быть добрым.

 Я, считаю, что в каждой школе должен работать социальный педагог с высоким профессиональными знаниями и этическими качествами.

Люди, Я прошу Вас, ради бога!

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Бойтесь потерять друзей!

Социальный педагог: Аксенова Н.И.

2011- 2012  год.

 

 

 

Hosted by uCoz