Утверждено на заседании

  педагогического совета

МОУ «Малодубенская средняя школа»

 31.08.2009 г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Управляющего совета

______________Костина И.Ю                                        Директор  МОУ «Малодубенская средняя школа»

 

___________________Тимофеев С.В.

 

 

Описание: i
 

 

 

 

 

 


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МОУ  «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»

Орехово-Зуевского муниципального района

Московской области

на 2010-2015 уч. г.

 

 

Описание: МОУ Малодубенская СОШ 2

                                                                       2009 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

1.    Введение

2.    Паспорт Программы развития школы.

3.    Информационная справка.

4.    Проблемный анализ состояния школы.

5.    Формирование концепции школы  «Школа ключевых компетенций».

6.    Управление реализацией Программы развития.

7.    Сроки и этапы реализации Программы развития.

8.    Объём и источники финансирования Программы.

9.    Ожидаемые результаты.

 

ВВЕДЕНИЕ

Программа развития - это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.

 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» сформулирована в послании Федеральному собранию Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Определяя в Послании Федеральному собранию основные  направления  новой политической стратегии, Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев подчеркнул особую роль  образования в развитии государства:  «Главная задача современной школы - раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире. При этом процесс образования должен быть направлен на постоянный личностный рост, а конечным его итогом должно стать умение выпускника самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». Поэтому главная задача образовательной политики в стране – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Новая школа в этом понимании – это учреждение, обеспечивающее равные возможности детям с разнообразными образовательными потребностями: от индивидуального образовательного маршрута при ограниченных возможностях здоровья до разнообразия учебных планов, программ и технологий.

 

II.           Паспорт Программы развития.

 

Наименование Программы.

Комплексная программа развития  муниципального общеобразовательного учреждения  «Малодубенская средняя общеобразовательная школа» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области на 2010 – 2015 годы .

 

Разработчики Программы.

Педагогический коллектив Муниципального общеобразовательного учреждения «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»,       

  Руководитель  авторского коллектива:

Тимофеев  С.В. – директор МОУ «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»      

Члены авторского коллектива:

Лукьянова  И.М. – зам директора по УВР

Кочанова  Т.В.- зам директора по ВР Корчак  А.А.-– зам директора по безопасности

Аксенова Н.И.- социальный педагог

Симаков  А.А.- Глава сельского поселения Малодубенское.

Костина  И.Ю. -  председатель Управляющего совета   

Горелова  В.Г.- председатель  родительского комитета. 

 

 

 

Исполнители Программы.

Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы

 

Научно-методические основы Программы.

При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах.

 

 

 

Программа разработана  в соответствии со следующими  нормативными документами:

Конвенцией о правах ребенка

Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Законом РФ «Об образовании».

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»

Типовым положением об образовательном учреждении

Программой «Развитие муниципальной общеобразовательной сети Орехово-Зуевского муниципального района на 2009-2014 гг.»

Лицензией на образовательную деятельность

Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

 

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы.

 

1. 2009-2010г. - проблемный анализ состояния школы;

2. 2010 г.- изучение направлений модернизации российского образования;

научно-методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по формированию компетентностной  личности, по осуществлению компетентностного подхода в образовании

 

 

 

 

Цели и задачи Программы.

 

Цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

 

 

Задачи Программы:

обеспечение прав ребёнка на качественное образование;

изменение методов, технологий обучения, расширение  информационно- коммуникационных технологий,   способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению;

формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;

организация предпрофильного и профильного обучения с целью осознанного выбора будущей профессии;

построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, деревне, району, области, России;

совершенствовать организацию учебного процесса в целях   сохранения и укрепления здоровья обучающихся; 

систематизировать работу по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения;

развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации.

 

 

 

 

 

Приоритетные направления Программы.

Формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика:   ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной , коммуникативной,   информационной.   

Реализация потенциальной эффективности информатизации в рамках интеграции учебно-воспитательного процесса, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Разработка системы школьных стандартов   и критериев оценки результативности  повышенного образования учащихся классов разной профильной направленности. Повышение качества образования.

Организация информационно-диагностической деятельности, содействующей позитивной самореализации.

 

Ожидаемые результаты Программы

индикаторы для оценки их достижения:

обеспечение высокого качества образования;

качественное обновление содержания общего образования;

расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся;

удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;

совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников школы;

повышение ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;

создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;

создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы;

развитие материально-технической базы;

повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием;

повышение эффективности государственно-общественных форм управления

 

Срок действия Программы.

2010-2015 гг.

 

III. Информационная справка

 

Школа работает с 1 сентября 1971 года и расположена в деревне Малая Дубна. Большинство семей проживает в двух и четырёхэтажных домах с малогабаритными квартирами, а также в частных домах.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Малодубенская средняя общеобразовательная школа» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области – массовое учебное заведение, в котором обучение и воспитание строится на основе духовности, уважения общечеловеческих ценностей, культурных и исторических традиций своей страны  позволяет учащимся гармонично развиваться, получать разностороннее образование, в полной мере раскрывать свои способности и таланты.

В соответствии с идеями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ключевой характеристикой нового образования «становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению».

Поддерживая национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», считаем, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития», и «находиться в школе ребёнку должно быть комфортно – и психологически, и физически».

 

Учебно – материальная база

 

Школа занимает земельный участок площадью 23040 кв. м, имеющий ограждение. Учебный процесс осуществляется в типовом здании, площадь которого 1997 м2, число обучающихся на первое сентября 2009-10 учебного года -183 человека. Площадь на одного обучаемого-10,9.м2. Обучение в школе организовано в одну смену в 16-ти классных комнатах и кабинетах. Современным оборудованием оснащены кабинеты  физики, химии, информатики, русского языка, истории, столовая на 80 посадочных мест с новым торгово-технологическим оборудованием, библиотека; имеется трактор МТЗ- 80.

Учреждение обеспечено современной информационной базой. В школе имеется 31 компьютер, есть скоростной выход в Интернет, две интерактивных доски, что значительно расширило образовательные возможности, установлена локальная сеть, электронная почта, в библиотеке имеется электронный каталог, который на данный момент находится в стадии заполнения. В течение прошедшего учебного года программа информатизации школы, которая направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их практической деятельности с целью повышения качества образования.

 Школьная библиотека насчитывает 162 читателя.

Общее количество единиц хранения фонда 17 100 книг. Объём учебной литературы – 6300, художественной литературы – 9150, учебно-методической – 2020. За последний год библиотекой получено: 163 учебника, 67 экземпляров художественной литературы. Учащиеся обеспечены учебной литературой по каждому циклу учебных дисциплин на 100%, за счёт родителей приобретен 30%.

     Уроки технологии проводятся в оборудованных мастерских. 

     Имеющаяся в школе современная видео- и аудиоаппаратура позволяет проводить праздники, вечера на современном уровне.

Кадровый состав школы.

 

 

Педагогический коллектив школы высококвалифицированный. 30 человек имеют высшее образование; средне – специальное - 1.

10 человек имеют высшую категорию, 16 учителей имеют первую квалификационную категорию, 2 квалификационную категорию -   1 человек, 4 учителей – не имеют категории.

Педагогический стаж работников  до 5 лет – 3, от 5 до 10 лет- 1 от 10 до 15 лет-2, от 15 до 20 лет- 12, свыше 25 лет – 13 человек.

  Одиннадцать учителей имеют правительственные и отраслевые награды: два педагога имеют звание  «Заслуженный учитель РФ», 2 -  «Отличник народного образования», «Почетный работник  общего образования РФ» – 2, 4 учителя награждены Почетной Грамотой Министерства образования и науки РФ. 3 учителя награждены  Почетной Грамотой министерства образования Московской области. 3 учителя являются лауреатами премии Президента РФ, и Грамоты  районного управления образования – 5 человек.

    В муниципальном туре конкурса «Лучший учитель России» приняли участие два педагога: учитель   информатики  Шимина В.А.., учитель начальных классов Чулихина Е.А.,   которая  получила гранд Губернатора Московской области Громова Б.В.

 

 

 

Характеристика контингента  учащихся.

 

Проведённый статистический анализ социальных показателей дал следующие результаты (по состоянию на начало 2009-2010 уч.г.):

 

п/п

 

Всего

1

Количество детей, обучающихся в школе

183

 

1-4 классы

71

 

5-9 классы

89

 

10-11 классы

23

2

Количество детей из многодетных семей

 

 

1-4 классы

6

 

5-9 классы

1

 

10-11 классы

0

3

Количество детей-инвалидов

 

 

1-4 классы

1

 

5-9 классы

1

 

10-11 классы

1

4

Количество детей из семей, потерявших кормильца

 

 

1-4 классы

3

 

5-9 классы

13

 

10-11 классы

1

5

Количество детей-сирот

 

 

1-4 классы

1

 

5-9 классы

5

 

10-11 классы

1

7

Количество детей из семей матерей-одиночек

 

 

1-4 классы

7

 

5-9 классы

13

 

10-11 классы

0

8

Количество детей из семей беженцев

 

 

1-4 классы

0

 

5-9 классы

0

 

10-11 классы

0

9

Состоят на внутришкольном учёте

 

 

1-4 классы

0

 

5-9 классы

10

 

10-11 классы

0

10

Состоят на учете в ИДН

 

 

1-4 классы

0

 

5-9 классы

1

 

10-11 классы

0

11

Количество детей из семей, состоящих в разводе

 

 

1-4 классы

13

 

5-9 классы

18

 

10-11 классы

2

12

Количество детей, оставленных на повторное обучение

 

 

1-4 классы

0

 

5-9 классы

0

 

10-11 классы

0

 

 

Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика учебно-воспитательного процесса:

Учебный план школы на 2009-2010 учебный год направлен на успешное усвоение учащимися государственных образовательных стандартов, на реализацию главной цели образования в школе: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями и общеучебными умениями и навыками, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

           

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования приоритетными направлениями в образовании являются информатизация, экологизация, гуманитаризация, развитие экономико-правового образования.

           

Учебный план составлен на основании следующей  нормативно-правовой базы

*  Закона об образовании РФ (с учетом изменений на 21.07.07г.)

* Устав школы

*   Приказ Министерства образования России от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»

*  Приказ Министерства образования    России о  09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ реализующих программы общего образования».

* Приказ Министерства образования и науки России о  20.08.2008 г. №  241«О внесенных изменений Федерального базисного учебного плана и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализация программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Р.Ф. от 09.03.2004 года  № 1312

* Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02,утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ. (постановление от 28.11.2002г.) № 44.

 

При формировании учебного плана учитываются:

                        *социальный заказ родителей,

                        *образовательные потребности учащихся,

                        *программно-методическое обеспечение,

                        *кадровое обеспечение в школе,

                        *обеспеченность учебниками.

Учебный план состоит из двух частей:

 

                        1.Федеральный компонент.

                        2.Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

           

 

Учебный план включает три ступени образования:

 

1-ая ступень – начальное общее образование (1-4 классы);

2-ая ступень – основное общее образование (5-9 классы);

                        3-ья ступень – среднее (полное) общее образование (10-11 классы).

            Школа решает проблему базового образования на всех трех ступенях: начальной, основной, средней – по модели традиционной школы. Данный учебный план имеет достаточное методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение.

 

Начальное общее образование

            Учебный план для 1-2 классов составлен в соответствии с базисным учебным планом 2004 года, а 3-4 классы -  в соответствии  с базисным учебным планом 1998 года и ориентирован на 4 летний нормативный срок освоения государственных программ начального общего образования. Первый класс занимается по пятидневке,  33 учебные недели, продолжительность урока 35 минут. Продолжительность года для 2,3,4 класс составляет 34 учебные недели.

Приоритетом начального общего образования является развитие и формирование позитивного отношения учащегося к самому себе, к учебной деятельности и окружающему миру, развитие представления о человеке и о человеческой культуре, об основных и правовых явлениях о единой картине мира и природе, как взаимосвязанной целостности.

Основное общее образование

 

Учебный план для 5-8 составлен на основании БУП 2004 года, а для 9 класса на основании БУП 1998 г.. Продолжительность учебного года для этой ступени 34 недели, продолжительность урока 45 минут.

На основании письма Министерства образования МО от 11.07.2007 г № 4216-06 о/07 для ориентирования учащихся в условиях чрезвычайных ситуаций пропаганды здорового образа жизни, подготовке юношей к службе в рядах ВС. Введен предмет «Основы безопасности  жизнедеятельности» по одному часу в 5-9 классах .7-8,9  классах по  1 часу  отдается на изучение предметов   «Родное Подмосковье», «История Московской области», «Духовное краеведение Подмосковья» для решения задач духовно-нравственного образования школьников для повышения интереса культурно-историческому наследию страны. 

Целью основного общего образования является формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовый брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.

Среднее (полное) общее образование

 

Учебный план среднего (полного) общего образования ориентирован на двухлетний нормативный срок освоения государственных образовательных программ.10 класс занимается по БУП 2004 года на 2009-2010 учебный год 11 класс –БУП 1998г., продолжительность года 34 недели, продолжительность урока 45 минут.

По окончании курса «Основы безопасности жизнедеятельность  в 10 классе  для юношей предусмотрены 5-ти дневные  военные сборы.

Среднее (полное) общее образование обеспечивает дополнительные возможности самоопределения и саморазвития личности в соответствии с конкретными запросами старшеклассника, осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выборного жизненного пути.

В учебном плане учитывается нормативно-установленное соотношение между федеральным, региональным и школьным компонентами.

Полностью сохраняются все дисциплины федерального компонента на всех ступенях обучения.

Региональный компонент государственного образовательного стандарта реализует принципы региональной политики в сфере образования, гарантирует права учащихся на получение качественного образования, способствует обеспечению социального заказа общества, развитию и реализации потребностей личности, социума в конкретных экономических и социокультурных условиях Орехово-Зуевского муниципального района Московской области.

 

Региональный компонент реализуется по двум вариантам:

 

1.За счет часов региональной части учебного плана ОБЖ в 2-7 классах, Русское речевое общение 10,11 классы, Родное Подмосковье,  История Московской области,  (7-8 классы), Духовное краеведение Подмосковья (9 класс)бществоведение ( 5 класс).

2.За счет 10-15% часов федерального компонента реализуется содержание каждой из содержательных линий на соответствующем предмете  и направленно на выработку практических навыков гармонического взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода в обучении.

 

Учебные дисциплины школьного компонента предлагаемым учащимся на выбор, ориентированы на:

-расширение горизонтов самоопределения учащихся;

-систематизацию и интеграцию освоенных ими ранее знаний;

-развитие образовательных потребностей.

На основании исследования востребованности образовательных услуг у учащихся и их родителей введены следующие предметы:

Информатика  (2-7 классы);

Ранее обучения английскому языку (2-4 классы)

ОБЖ (2-11 классы)

Право (9-11 классы)

Физика и химия (5-6 классы)

Экология (10,11 классы)

 

            В связи с информатизацией и модернизацией образования преподавание информатики преподавания в школе становится одним из самых востребованных предметов, поэтому курс «Информатика» введен со 2 класса.

            Для усиления роли дисциплин обеспечивающих успешную социализацию учащихся, учитывая образовательные потребности родителей и учащихся, возможности школы, в компоненте образовательного учреждения предлагаем учащимся факультативы по

             Реализуя принципы индивидуализации обучения, школьный компонент учебного плана содержит часы для групповых и индивидуальных занятий целью которых является как снятие педагогической запущенности, так и проведение развивающих занятий  с одаренными детьми для развития их творческих способностей.

 Предельно допустимая учебная нагрузка учащихся с 1-11 класс соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

Производственная летняя практика по решению педсовета проводится по графику утвержденном директором школы согласно приказа Министерства просвещения от 11.05.1985г. № 81. 2-4 классы- 1 час 6 дней, 5-6 классы 2 часа -8 дней 7-9, 10 классы  3 часа – 10 дней. Освобождаются от летней практики учащиеся по состоянию здоровья согласно заключения врача.

Каникулы -30 дней. Для 1-го класса предусмотрены дополнительные каникулы 7 дней в III  четверти. Занятия начинаются 1-го сентября.

 

В школе применяются следующие образовательные технологии:

·        Традиционные;

·         Индивидуально – ориентированные технологии;

·        Проблемное обучение;

·        Дифференцированное обучение;

·        Коррекционно-развивающее обучение;

·        Модульное обучение.

·        Информационные и коммуникативные технологии;

·        Проектная деятельность.

 

Обязательным условием эффективного учебно-воспитательного процесса является  рационально составленное расписание – основной организационный документ, определяющий работу ученического и учительского коллектива, администрации ОУ и всего учреждения в целом.  Расписание учебных занятий - действенный вид планирования учебно-воспитательной работы,  определяющий настроение,  самочувствие, успешность, учебный режим, здоровье, время занятий в учреждениях дополнительного образования, время самообразования и т. д.

Расписание учебных занятий МОУ «Малодубенская СОШ» на 2009 -2010 учебный год составлено на основе требований статей 42, 52 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения» от 30 марта 1999 года  №52-ФЗ и с учётом действующей нормативно-методической документации: СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Занятия в школе проходят в одну смену. Соблюдены основные требования к расписанию занятий:
•    распределение учебной нагрузки соответственно таблице И.Г.Сивкова «Рейтинговая шкала трудностей»
•    учёт биоритмологического оптимума работоспособности учащихся в течение дня и недели
•    дополнительные каникулы в 3 четверти для учащихся начальной школы
•    ступенчатый метод постепенного наращивания учебной нагрузки в 1 классе
•     длительность уроков в первую смену  45 минут, перемен - 15 минут, после 3-го урока большая перемена
20 минут.
•    режим каникул
•    организация факультативных занятий

Начало занятий в 8 часов 30 минут. Рабочая неделя начинается с исполнения Государственного Гимна в 8 часов 20 минут.  Кружковая работа, спортивные секции, классные и общешкольные мероприятия проводятся с 15.30.

 

 

 

IV. Проблемный анализ состояния школы.

 

Проблемы, на решение которых направлена программа развития.

 Программа развития  школы была разработана в 2009 году. К этому времени педагогическим коллективом школы была проделана значительная работа, которая явилась основой  для разработки данной программы развития. 

Заявленные  Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект.

 Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору.  Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена.

 Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций  образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.

Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. Педагоги  и родительская общественность в качестве такого целостного подхода рассматривают средовой подход. По данному научно-практическому направлению в течение ряда лет в школе были проведены педагогические советы, конференции родителей и научно-педагогической общественности, семинары. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания программы развития по теме «Школа ключевых компетенций» на период 2010-2015 годов.

 

 

V. Формирование концепции школы

 

«Школа ключевых компетенций»

Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

     Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определяет цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»

 

Ценностные приоритеты развития школы

Основные цели деятельности.

Стремиться к созданию условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру.

Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогического процесса:  учащихся, родителей, учителей. 

Создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования учителей. 

Оптимизировать систему социального и психологического сопровождения учебного процесса.

С целью повышения возможностей профессионального развития педагогов разработать индивидуальные карты их профессионального роста.

Ввести систему платных услуг  для улучшения реализации ценностей и целей развития школы.

Оптимизировать систему дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Продолжить работу по дифференциации образования, создать условия для формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Создать максимально благоприятные условия  для опытно-экспериментальной  работы.

Создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования,   разработать новые образовательные и учебные программы с учетом новых образовательных стандартов.

Создать постоянно действующую систему информации коллектива школы о современных педагогических достижениях, передовом педагогическом опыте и об опыте создания и использования новых педагогических технологий.

Оптимизировать систему внешних связей школы.

 

Базовые ценности школы.

Ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм.  Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом.  Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития.  Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности.  Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры.

Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:

осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;

доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;

стремление к высокой  психологической комфортности для всех субъектов  педагогического процесса;

стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;

атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учеников и учителей;

безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника.

 

Концептуальная модель компетентностей педагогов школы

      Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как:

наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной  коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;

способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;

способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности;

стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;

наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;

наличие методологической  культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;

готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;

освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

принятие философии маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях становления рыночных отношений в образовании;

принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;

наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;

сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;

осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.

Задача педагогов школы – воспитать выпускника, обладающего следующими качествами:

готовность к жизни в  современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира, умение ставить реалистические  жизненные  цели и быть способным их достигать;

наличие продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению  и развитию своего  физического, психического и нравственного здоровья;

способность к творческому созиданию своей личной жизни, ее осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважения традиций иных национальных культур;

коммуникативная культура, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;

высокая познавательная мотивация, готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;

совмещение рационалистического и эмоционально-ценностного подходов к жизни,   умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения;

способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей;

адекватная самооценка (внутренняя гармония и самоконтроль);

стремление к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала).

        Задача педагогов школы -   воспитать выпускника, обладающего   ключевыми, общепредметными, предметными компетенциями   в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах.

 

Основные направления работы воспитательной системы школы.

Работа школы направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Целью программы является создание на уровне школы оптимальных социально-педагогических условий для развития личности в процессе образования на основе ее индивидуальных особенностей, обеспечивая высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития.  

Структура воспитательной системы.

1.Целенаправленность в воспитательной  работе.

             Цели, определенные воспитательной системой, приняты всеми участниками педагогического процесса.

 2. Основные методы воспитания.

а) Единые педагогические требования

б) Мотивация учащихся на самовоспитание. Организовать воспитательную работу так, чтобы целенаправленно  пробудить и вызвать потребность у учащихся изменить себя.

в) Педагогическая  индивидуальная поддержка.

3. Школьная воспитывающая среда.

а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого класса.

б)  Организация ученического самоуправления .

в) Традиции школы..

4.Воспитание на уроке.

5.Система работы классного руководителя.

а) Согласованность воспитательных целей с общими.

б)  Реализация программы нравственного и патриотического воспитания через классные часы.

в) Применение технологии индивидуальной педагогической поддержки.

 

Содержание и организация образовательного процесса.

 

1.Содержание и организация начального образования.

     Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.

Социальная компетенция

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей,  как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа»,  «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Общекультурная компетенция

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Коммуникативная компетенция

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированость  первичных навыков саморегуляции.

 

 

Содержание  и  организация   внеучебной   деятельности  учащихся

      Содержание внеучебной деятельности учащихся 1–4-х классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы.

     В качестве  системообразующего  фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает  нравственное  воспитание учащихся.  Педагогический  коллектив поставил перед собой задачу создать  школу   разных  возможностей   с   широким   диапазоном  деятельности  детей  и учителей.   Педагогический  коллектив школы  считает, что воспитание в начальной школе должно быть направлено на  формирование  личности в соответствии со своими задатками, интересами и склонностями.     

2.Содержание и организация основного общего образования

         Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени.

               Ценностно-смысловая компетенция.

              Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.  

              Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.    

            Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.   Развитие основных физических качеств.          

           Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.          Информационные компетенции.

     При помощи учебной, художественной, справочной литературы , видеозаписей , электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

          Общекультурная компетенция.

     Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

          Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. 

 

 

Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся.

    Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5 – 9 классов является образ выпускника основной школы. Для формирования ключевых компетенций целесообразно использовать следующие педагогические средства:

образовательные программы;

КТД;

кружки;

секции;

факультативы;

предпрофильную подготовку.

 

Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся. Создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Учащиеся 5 – 9 –х. классов являются субъектами управления жизнедеятельностью в классных коллективах.

 

 

Содержание и организация среднего (полного) общего образования.

   Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III ступени.

               Ценностно-смысловая компетенция.

  Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъективность». Наличие чувства гордости за принадлежности к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

    Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.  Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

    Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.   Развитие основных физических качеств.          

 Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

      

 

 Информационные компетенции.

          При помощи учебной, художественной, справочной литературы , видеозаписей , электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

          Общекультурная компетенция.

 Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов и т.д.

      Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую.

Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся.

На третьей ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, предметные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10 – 11 классов. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления.

                        В контексте формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся особое значение в гимназии имеет медиаобразование, призванное помочь школьникам лучше адаптироваться в мире массовой информации и коммуникации.             Взаимодействие школы и семьи учащегося осуществляется в различных направлениях:

оптимизация влияния ребенка за счет повышения педагогической культуры родителей (педагогический всеобуч, лектории для родителей, педагогические чтения и т.п.);

частичное включение родителей в учебно-воспитательный процесс ( Работа Ассоциации, родительский комитет школы и класса);

партнерское взаимодействие, когда создаются благоприятные условия для реализации специфических возможностей участников взаимодействия (организация досуга, профориентационные консультирования, факультативные занятия, спортивная туристско-краеведческая деятельность и т.д.).

 

VI. Порядок управления реализацией Программы.

 

Общее руководство работой по внедрению программой и оценка степени эффективности её реализации осуществляются администрацией и Управляющим советом школы. Ход работы над отдельными проектами курируется должностными лицами - представителями администрации школы в соответствии с имеющимися у них функциональными обязанностями.

Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными  направлениями.

 

VII.Этапы реализации Программы.

 

1. Ориентационно-мотивационный этап:   2010-2011 гг.

2. Конструктивно-формирующий этап:     2011-2012 гг.

3.Результативно-диагностический этап:    2012-2015 гг.

 

 

 

 

Основные механизмы реализации Программы развития.

 

Создание подпрограмм (проектов) развития школы в соответствии с задачами Программы, направленных на создание условий достижения целей Программы развития и включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения  в данном направлении,  ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты.

Создание системы управления, диагностики и контроля реализации Программы развития с целью обеспечения условий для ее реализации по схеме:

 

 

Педагогический совет ↔ предметные ШМО

Временные  творческие коллективы

Общешкольный родительский комитет↔ Классные родительские комитеты

Совет лидеров ↔ Классные коллективы

 

 

 

 

ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

                                    1. Подпрограммы развития школы

            В соответствии с основными задачами  развития школы Программой предусмотрена реализация взаимосвязанных подпрограмм, среди которых можно выделить стратегическую подпрограмму «Школьная система оценки качества образования» и тактические подпрограммы:                                                   

  «Единая образовательная среда»,

 «Технологии образования»,

  «Информатизация»,

  «Здоровье»,

 « Традиции»,

Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы.

Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования.

При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:

повышение качества общего образования:

выравнивание возможностей учащихся  в получении качественного образования;

повышение функциональной грамотности выпускников школы   (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся); 

улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:

профилирование школьного образования (увеличение количества  учащихся, занимающихся по профилированным программам);

увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;

расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами  обучающихся и их родителей;

обновление учебно-материальной базы учреждения образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования школы, оборудование учебно-лабораторной, компьютерной и технологической базы, соответствующей современным требованиям и нормам);

расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образование: развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (попечительские, управляющие общественные советы).

 

 

VIII .Объем и источники финансирования Программы

Ресурсное обеспечение реализации Программы.

  Учреждение обеспечено  кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.

Объём и источники финансирования Программы.

Бюджетное и внебюджетное финансирование, дополнительные платные образовательные услуги.   Федеральный бюджет, добровольные пожертвования родителей и спонсорская помощь.

 

 

 

 

IX. Ожидаемые результаты.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

2015 год

внедрены новые стандарты общего образования;

обеспечен высокий  уровень качества образования;

качественное обновление содержания общего образования

 

 

 

Процент качества 50%-60%;

 

Формирование у выпускников школы ключевых компетентностей

 

повышение  ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;

доля учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий;

повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием

 

100%

 

увеличится в 1,5 раза

 

 

увеличится в два раза

доля учащихся, поступивших в учебные заведения высшего образования по результатам единого государственного экзамена

увеличится до 98 процентов

расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся

процент охвата учащихся-75-80%

повышение эффективности государственно-общественных форм управления

успешное функционирование управляющего общественного совета  

расширение перечня вопросов, рассматриваемых в совете учащихся.

 

развитие материально-технической базы школы

 

 

увеличение финансирования на учебные расходы на 10-15%

 

Кроме того, будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения.

 

 

 

Оценка результатов программы.

Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:

экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);

социологические опросы учащихся, педагогов и родителей;

методы психодиагностики;

анализ результатов единого государственного экзамена, олимпиад, конкурсов.

 

 

Hosted by uCoz