Утверждаю

Директор

МОУ «Малодубенская средняя школа»

Орехово-Зуевского муниципального района

Тимофеев С.В.

Приказ №165

от 16 октября 2008 года

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 

 

 

о системе оценки качества образования в

Муниципальном общеобразовательном учреждении «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»

Орехово-Зуевского

муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                  Общие положения

 

 

 

 

1.1 Положение о системе оценки качества образования в  Муниципальном общеобразовательном учреждении «Малодубенская средняя общеобразовательная школа» разработано в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», в соответствии с Приказами Министерства образования Московской области №3906-01а/07 от 29.06.2007 года, №289 от 27.02.2007 г., Положением о системе оценки качества образования в Орехово-Зуевском муниципальном районе.

1.2.Положение определяет основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования в МОУ «Малодубенская СОШ», а также её структуру, порядок проведения мониторинга и оценки качества образования.

      1.3. Система оценки качества образования в МОУ «Малодубенская СОШ» (далее – СОКО) включает в себя совокупность норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного учреждения, качества образовательных программ  с учетом запросов основных пользователей.

       1.4.Основными пользователями результатов системы качества образования МОУ «Малодубенская СОШ»  являются:

             -  обучающиеся и их родители;

             - органы законодательной и исполнительной власти Орехово-Зуевского муниципального        района и Московской области;

              - региональные и муниципальный органы управления в сфере образования;

              - общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.

1.5. Качество образования в настоящем Положении – это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения образовательного процесса,  образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

 Оценка качества образования  - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

 

II. Основные цели, задачи и принципы функционирования СОКО

 

2.1. СОКО создается с целью:

 обеспечения контроля за качеством образования, совершенствования управления им, а также предоставления всем участникам образовательного процесса, обществу достоверной информации о качестве образования в МОУ «Малодубенская СОШ». 

2.2. Основными задачами СОКО являются:

2.2.1. повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации об  образовании в МОУ «Малодубенская СОШ»;

2.2.2. обеспечение единого образовательного пространства;

2.2.3. проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг образовательного учреждения с предоставляемыми другими образовательными учреждениями района;

2.2.4. повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия решений по продолжению образования;

2.2.5. обеспечение сопоставимости образовательных достижений обучающихся, различных образовательных программ и технологий обучения;

2.2.6. определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов, оценка реализации инновационных введений в общеобразовательном учреждении;                                                

2.2.7. прогнозирование развития образования в образовательном учреждении, сравнение качества образовательных услуг  с другими образовательными учреждениями  района;                 

2.2.8. обеспечение условий для самооценки и  самоконтроля, поддержание устойчивого развития образовательной системы образовательного учреждения;

2.2.9. содействие принятию обоснованных управленческих решений по совершенствованию образования в образовательном учреждении;

2.2.10. привлечение общественности к внешней оценке качества образования на всех  ступенях обучения.

2.3.      Функционирование СОКО основывается на принципах профессионализма, объективности, гласности, прозрачности, периодичности, преемственности, подотчетности, непрерывности развития и интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования.

 

 

 

III. Структура СОКО и её функционирование

 

3.1.. Организационно-технологическая и организационно-функциональная структуры СОКО включают:

 3.1.1. Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района:

1) осуществляет нормативно- правовое регулирование:

  -процедур оценки индивидуальных достижений обучающихся в части установления порядка и формы проведения оценки;

  -порядка разработки и использования контрольно-измерительных материалов для оценки индивидуальных достижений обучающихся;

2) устанавливает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования  района;

3) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования.

3.1.2.. МОУ «Центр образования»:

1) разрабатывает методики оценки качества образования;

2) проводит подготовку работников образовательного учреждения по использованию результатов контрольно-оценочных процедур;

3) разрабатывает систему показателей и индикаторов для характеристики состояния и динамики развития системы образования ;

4) разрабатывает методические рекомендации по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся;

3.1.4.Образовательное учреждение:

1) разрабатывает и реализует программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования;

2) участвует в разработке методики оценки качества образования;

3) участвует в разработке системы показателей, характеризующих  состояние и динамику развития образовательного учреждения;

   4) обеспечивает проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

 5) участвует в разработке методики и обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;

  6) организует систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализирует результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;

   7) организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения

    8) обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования Московской области;

     9) обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения;

     10) содействует проведению подготовки работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

      11) разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвует в этих мероприятиях;

         12) формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;

          13) изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения;

         14) проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формирует предложения по их совершенствованию;

    15) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.

         3.1.5. Общественные институты:

система общественной экспертизы качества образования обеспечивает организацию деятельности общественных экспертов в сфере образования, представительство и участие экспертов в проведении контрольно-оценочных процедур.

 

IV  Критерии оценки качества образования

4.1. Качество проектирования образовательной деятельности

качество концепции функционирования и развития ОУ;

– качество моделирования образовательного процесса;

– качество образовательной программы;

– качество учебного плана;

– качество конструирования учебных занятий.

4.2. Качество образовательного процесса

– качество целей и содержания про­фессионального образования,    реализуемого в ОУ;

– качество режима работы ОУ;

– качество расписания,

– качество управления образовательным процессом;

– качество организацион­ной культуры;

– психологический микроклимат;

– качество учебных занятий;

– качество педагогической деятельности преподавателей;

– качество образова­тельной деятельности школьников;

– качество функционирования образовательной деятельности;

– каче­ство развития.

4.3.  Качество педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса.

профессиональная компетентность персонала;

– морально-психологический микроклимат;

– гигиенические условия;

– создание личностно-ориентированной развивающей образователь­ной среды и др.

– качество нормативно-правового обеспечения;

– качество кадрового обеспечения;

– качество профессиональной ком­петентности педагогических работников;

– качество программно-методического обеспечения;

– качество материально-технического обеспечения;

– качество финансово-экономического обеспечения;

– качество информационного обеспечения.

4.4.   Качество организационной культуры образовательного про­цесса.

нормы поведения;

правила;

психологический микроклимат;

– коммуникационная система и язык общения;

внешний вид, одежда;

– культура питания;

рациональное отношение к времени;

процесс развития личности преподавателя;

педагогическая тактика и мотивирование.

4.5.  Качество исследовательской деятельности.

качество исследовательской, проектной деятельности обучающихся, учителей и др.

4.6.  Качество управления развитием человеческого потенциала субъектов образовательного процесса в ОУ.

– профессиональная компетентность;

– работоспособ­ность;

– интеллектуальные, познавательные способности;

– способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию;

– способность к профессионально-личностному саморазвитию)

4.7.  Качество результатов образовательной деятельности.

– конкурентоспособность;

– качество подготовки выпускни­ков;

– качество обученности школьников;

– результативность учебных занятий и внеклассных дел;

– способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

– уровень воспитанности обучающихся;

– личностные достижения обучающихся и педагогов.

– качество образовательной программы школы, учебного плана;

– качество образовательных программ конкретных учебных предме­тов;

– качество содержания учебных занятий;

–качество содержания программы воспитания, конкретных воспита­тельных дел.

4.8. Качество ресурсного обеспечения образовательной деятельности

– качество нормативно-правового обеспечения;

– качество кадрового обеспечения;

– качество профессиональной компетентности педагогических кадров;

– качество программно-методического обеспечения;

– качество финансово- экономического обеспечения.

V. Пути реализации целей и задач СОКО

5.1. Пути реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной системы ОУ, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.

5.2.Параметры оценки качества индивидуальных образовательных достижений включают в себя:

– единый государственный экзамен (ЕГЭ), обеспечивающий совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов и вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;

– государственную (итоговую) аттестацию по новой форме выпускников 9-х классов;

– промежуточную и текущую аттестацию обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);

– мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению;

– участие и результативность работы в ученическом научно-исследовательском обществе, школьных, муниципальных, областных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;

– мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов;

– мониторинговое исследование обучающихся 1-х классов

В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются:

– уровень сформированности  общеучебных умений и навыков;

– уровень познавательной активности;

– образовательные достижения по отдельным предметам;

– динамика образовательных достижений;

– отношение к учебным предметам;

– внеучебные компетентности (познавательные, социальные, информационные и т.д.);

– удовлетворенность образованием;

– степень участия в образовательном процессе (активность работы на уроке, участие во внеурочной работе и т.д.);  

– уровень социализации учащихся;

– участие в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конференциях ;

– дальнейшее образование и карьера выпускника.

5.3.   Параметры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включают в себя:

– уровень квалификации членов педагогического коллектива;

– прохождение аттестации;

– уровень владения учебными программами и современными технологиями обучения;

– наличие у учителей авторских программ и разработок 

– отношение к инновационной работе;

– отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических объединений, участие в научной работе и т.д.)

– участие в работе творческих лабораторий;

– образовательные достижения обучающихся (отличники, хорошисты, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т.д.);

– подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;

– личные достижения в конкурсах «Педагог года» и других.

5.4.  Параметры оценки качества образовательного процесса включают в себя:

– результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;

– оценку достижений в приоритетном национальном проекте «Образование», РКПМО муниципальных конкурсах;

– эффективность механизмов самооценки и внешней оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности;

– принятия стратегически значимых решений путем ежегодных публичных докладов.

5.5. Параметры оценки  качества материально-технического  обеспечения  образовательного процесса включают в себя:

– наличие и достаточность мультимедийной техники, её соответствия современным требованиям;

– программно-информационное    обеспечение,    наличие    Интернета,    эффективность использования в учебном процессе;

– оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

– обеспеченность методической и учебной литературой.

5.6.  Параметры оценки качества инновационной деятельности включают в себя:

– оценку эффективности предпрофильной подготовки и профильного обучения (положительная динамика обученности);

наличие ученического научно-исследовательского общества, продуктивность его работы. Рост интереса к участию в нем со стороны обучающихся педагогов;

– оценку воздействия инноваций на развитие системы образования в целом;

– полезность и практическая значимость инновационных процессов;

– владение современными технологиями обучения;

– наличие договоров и совместных планов работы с ВУЗами, результативность выполнения договорных обязательств.

5.7.  Параметры оценки комфортности обучения включают в себя:

– оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии, антитеррористической защищенности) требования нормативных документов;

– оценку состояния условий обучения требованиям СанПиН 2.4.2.11.78-02

– соответствие условий обучения его задачам;

– соответствие условий обучения  возрастным особенностям учащихся

– соответствие режима работы и учебной нагрузки (расписания учебных занятий) сани­тарно-гигиеническим нормам и требованиям;

– соответствие оборудования и содержания учебных кабинетов санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;

– наличие в школе оздоровительной про­граммы для учащихся и учителей.

– организация медицинского обслуживания;

– соблюдение режима работы учреждения;

– осуществление индивидуального подхода к учащимся;

– оценку морально-психологического климата.

5.8.  Параметры оценки образования включают в себя:

– анализ и оценку системы приема обучающихся в ОУ;

анализ индивидуальных особенностей учащихся и их интересов, мотивов, склонностей и уровня мотивации учения;

– оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);

– конкурентоспособность (отношение количества детей школьного возраста, проживающих  в микрорайоне ОУ, но обучающихся других ОУ, к количеству детей, проживающих в других микрорайонах, но обучающихся в ОУ);

– оценку открытости школы для родителей и общественных организаций.

– оценка системы обеспечения образовательной программы ресурсами:

5.9. Параметры  оценки системы дополнительного образования включают в себя:

– количество предоставляемых школой дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся;

– заинтересованность  родителей  и  обучающихся  в  дополнительных  образовательных услугах;

– степень соответствия   количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся;

– результативность   предоставляемых   образовательных   услуг   (наличие   победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.);

– применимость полученных знаний и умений на практике;

– развитие программы « Одаренные дети»                               

5.10. Параметры оценки организации питания включают в себя:

– определение категории и количества детей, обеспечиваемых бесплатных питанием;

– охват горячим питанием обучающихся в лицее за счет бюджетных средств и средств родителей;

– составление меню с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах;

– решения вопросов совершенствования питания с внедрением современных технологий;

– оптимизация рациона питания учащихся пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами;

– наличие претензий к качеству и ассортименту питания;

– соблюдение нормативов и требований СанПиН 2.4.2.11.78-02.

5.11.  Параметры  оценки состояния здоровья обучающихся включают в себя:

– наличие медицинского кабинета и его оснащенность в соответствии с современными требованиями;

– регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических   и гигиенических профилактических мероприятий;

– оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников;

– оценку эффективности оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т.д.);

– оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам риска, группам здоровья, группам физической культуры);

– оценку объема и качества логопедической и психологической помощи;

– развитие программы «Здоровье».

– оценку воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни;

– уровень учебной и других нагрузок;

– оценку качества школьного питания;

– состояние микроклимата в классах;

5.12.  Параметры оценки качества воспитательной работы включают в себя:

– степень  вовлеченности   в   воспитательный  процесс   педагогического  коллектива  и родителей;

– оценка нравственного, эстетического, экологического воспитания;

– воспитание гражданской активности, патриотизма;

– демократичности,    характера    планирования    воспитательной    работы    (участие    в планировании тех, кто планирует и тех, для кого планируют);

– состояние педагогической пропаганды среди родителей;

– охват   обучающихся   таким   содержанием  деятельности,   которая   соответствует  их интересам и потребностям;

– наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности;

– наличие естественной связи: воспитание на уроке, вне урока, вне ОУ;

– удовлетворенность обучающихся  и родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания;

– наличие положительной динамики в оценке обучающимися роли ОУ, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями;

– наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.

5.13.  Параметры оценки качества финансово-экономической деятельности включают в себя:

– оценку своевременности, объективности и открытости введения новой системы оплаты труда;           

анализ штатного расписания;

– анализ наполняемости классов;

– анализ сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год и продуктивности использования её расходной части;

– наличие договоров по платным дополнительным образовательным услугам  и другим приносящим доход услугам;

наличие программы благотворительной помощи;

– оценку управленческих решений,  принятых   по   актам проверок   и обследований финансово-хозяйственной деятельности школы вышестоящими и другими организациями.

 

VI. Мониторинг и оценка качества образования

 

6.1.. Мониторинг и оценка качества образования в образовательном учреждении проводится по следующим уровням и ступеням образования:

      1) начальное общее образование;

      2) основное общее образование;

      3) среднее (полное) общее образование.

           6.2. Оценка качества образования предполагает:

1) оценку индивидуальных достижений обучающихся;

2) оценку качества деятельности образовательного учреждения;

6.3. Результаты оценки качества образования доводятся до сведения пользователей данной информации в соответствии с организационной схемой, определяемой Управлением  образования Орехово-Зуевского муниципального района.

6.4. Мониторинг и управление на его основе качеством образования в СОКО осуществляется на уровне образовательного учреждения;

6.5. Основными пользователями информации о результатах оценки качества образования являются:

1) обучающиеся и их родители (законные представители);

2) органы, осуществляющие  управление в сфере образования;

.

6.6.Образовательное учреждение ежегодно публикует доклад о состоянии качества образования в  средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сет и Интернет.

 

 

 

Hosted by uCoz