МОУ «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

В ШКОЛЕ

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнила: Грошева И.В.

                                    Учитель химии МОУ «Малодубенская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

2007 год


«Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».

К.Д. Ушинский.

Одна из важнейших задач наших педагогов — воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе — основе интереса к тому или иному направлению.

         Одной из таких форм является исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества.     Научное общество школьников создается с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания; развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.

Задачи научного общества школьников следующие:

         Но главная наша задача — не выявлять одаренных детей, а помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследованиях и получать практические навыки, а также научить проведению и написанию исследовательской работы.

         Структурными подразделениями научного общества школьников являются секции. Таких секций может быть несколько: русский язык и литература, естественные науки, физика и информатика, математика, история и право и д.п. Здесь под руководством учителей-предметников, преподавателей ВУЗов проводится научно-исследовательская работа школьников.

         Руководит работой научного общества школьников Совет, состоящий из председателя, руководителя одной из секций, педагога, занимающегося научной работой (совет кураторов) и четырех гимназистов. Совет планирует и утверждает основные направления работы всего общества и отдельных секций. Им определяются сроки проведения научно-практических конференций. Заседания Совета проходят три раза в год (в сентябре, декабре и марте). Совет кураторов осуществляет научно-методическое обеспечение исследовательской деятельности Общества, его подразделений, организует консультативную поддержку творческих групп, дает экспертную оценку результатов реализации конкретных исследовательских проектов, принимает решения об опубликовании работ в печати.

         Важная роль в работе Научного общества отводится психологу школы. В начале нового учебного года он проводит психолого-педагогическое тестирование среди старшеклассников с целью выявления учащихся, способных заниматься исследовательской работой.

Диагностика

учащихся
(выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

 

   1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?

   2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?

   3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

   4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите их.

   5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли     факультативы? Какие и где?

   6. Какая из научных проблем современности вам представляется  наиболее актуальной (значимой)? 

   7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

   8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, села?

   9. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.

   10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?

   11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да / Нет).

Направления работы НОШ

Работа научного общества школьников осуществляется в нескольких направлениях.

Этапы организации исследовательской деятельности в рамках НОШ:

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных исследовательской работе. Роль учителя на данном этапе является доминирующей. Имеет место тесное взаимодействие учителя и учащихся.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. Роль учителя не является доминирующей, учитель выступает в роли консультанта.

   В подготовительный период нужно собрать как можно больше информации. Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной. Кроме того, цель должна быть доступной для конкретного исследователя.

   Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и  трудоёмкое дело. Исследователю необходимо чётко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ.

   Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут получены из уже опубликованной литературы. Для получения современной и доступной информации можно использовать Интернет, доступ к которому имеется в школе.

III этап. Выполнение работы. Ученику на данном этапе предоставляется максимальная самостоятельность, учитель является консультантом.

 При выполнении работ формируются контакты учащихся с различными организациями: архивами, научными библиотеками, кафедрами ВУЗов.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик – равноправные партнеры.

На этом этапе самоанализ учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

         Надо стараться отойти от реферативных работ. Работы учащихся должны носить исследовательский характер, так как только собственные исследования — наиболее эффективный путь познания, который поможет детям в дальнейшей деятельности. Эти работы отличаются глубоким и результативным подходом к познанию в области различных наук.

         Итоги работы представляются на школьной научно-практической конференции и в различных конкурсах, что придает проектам учащихся большую значимость и дает возможность познакомиться с работами своих юных коллег.

            При организации учебно-исследовательской работы с учащимися, учителю необходимо соблюдать требования:

-    положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом – признание права личности быть похожей на других;

-    предоставление права на свободу выбора;

-    оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

-    учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Учащиеся должны понять, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование, и поэтому будут стараться достойно представить свою работу на конференциях различных уровней.

            Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения: планировать свою работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга.

Исследовательские работы школьников в рамках НОШ — первый шаг к получению качественно нового образования. Педагогический коллектив школы должен развивать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы для учащихся и учителей

1.      Алексеева Л.Н.Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003 -- № 4

2.      Гузеев В.В. Пополнение образовательных технологий: Интегральные технологии // Химия в школе. – 2003. -- № 10

3.      Естественно - научные проекты. 10 – 11 классы (Физика. География. Биология. Химия.) / сост. Демидова М.Ю. – М.: Школьная пресса, 2005. («Естествознание в школе. Библиотека журнала» Вып. 3)

4.      Еняковская Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004. (библиотека учителя)

5.      Немерещенко Л.В., Чайка А.Н., Иванова Л.В. Актуальная тема: Организация проектной деятельности // Химия в школе. –2005 -- № 4.

6.      Оржевский П.А. Формирование у  учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. М.: ИО СО РАО, 1997.

7.      Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. -- № 3.

8.  Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. -- № 4.

9.  Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. -- № 5.

 

Советы педагогу-исследователю:

Принимайте каждого ученика как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него.

Сопровождайте ученика в его собственном развитии, самоактуализации и самореализации.

Создавайте атмосферу заинтересованности каждого учащегося в том, что происходит вокруг - на уроке, в школе, в обществе.

Идите на урок не с темой, а с насущной проблемой, которую вы непременно должны решить вместе с учениками; которая обращена к конкретной личности.

Поддерживайте в ученике любую инициативу, положительно стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе.

Оценивайте не только конечный результат, но, прежде всего процесс деятельности каждого учащегося персонально.

Будьте искренними в восхищении человеком, природой, наукой, искусством, пусть учащиеся подражают прекрасному чувству, и в них самих раскроется источник Красоты.

Неустанно изучайте всё, что касается личности, её внутреннего мира; вглядывайтесь, вслушивайтесь, вдумывайтесь в её бурную Вселенную.

Будьте творческим, озарённым, непредсказуемым педагогом, самоактуализируйтесь, чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов.

«Оптимизм, настойчивость и успешность!» - вот девиз педагога в совместном с учениками поиске истины.

 

 

Устав ученического научного общества.

Цели:

Целью научно-исследовательской работы учеников является углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, совместной методикой научных исследований.

Задачи:

1.     Широкое привлечение учеников к участию в научно-исследовательской работе;

2.     Развитие всех форм научно-исследовательской работы, распространение положительного опыта организации этой работы;

3.     Активное участие в интеллектуальной жизни школы, достойное представление ее на конференциях, смотрах и конкурсах научно-исследовательских работ;

4.     Установление научных и творческих связей с участниками других секций школы.

 

Членство в ученическом научном обществе.

1.     Членом ученического научного общества может быть каждый ученик, успешно справляющийся с обучением и активно участвующий в научно-исследовательской работе. Каждому активному члену научного общества вручается членский билет, в котором отмечается все его научная деятельность. Возрастные ограничения не вводятся, поскольку противоречат открытому характеру общества.

2.     Решения о принятии в члены научного общества принимается на собрании действующих членов научного общества оп рекомендации научного руководителя или администрации школы общим голосованием.

3.     Член ученического научного общества обязан:

а) систематически вести научно-исследовательскую работу в команде или индивидуальном порядке под руководством преподавателя;

б) периодически выступать на заседаниях секции с докладами, сообщениями;

в) принимать участие в ежегодной научной конференции школы;

г) участвовать в окружной и областной конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ, предметных олимпиадах;

д) вести работу по вовлечению в научное общество других учеников.

4.     Член ученического общества имеет право:

а) представлять свои научные работы на школьные, окружные, областные конкурсы и конференции;

б) участвовать в предметных олимпиадах

5.     Член ученического научного общества, нарушивший Устав, может быть исключен из общества решением собрания научного общества.

 

 

 

 

 

 


 

 

Hosted by uCoz